Проповеди

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 4.73 (31 Votes)

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, братья и сёстры, я хотел бы поговорить с вами о любви, вернее о Кресте. Так что же такое любовь и что такое Крест?

Народы вносят в историю цивилизации свой вклад: Китайцы изобрели компас, халдеи – календарь, греки определили окружность планеты, Рим выработал право и… крест – мучительное орудие казни. Смерть для распятого казалась самой великой милостью. Этой казни подвергались самые страшные разбойники. Такие лишались даже погребения, и только палящее солнце и птицы делали свое дело, уничтожая в прах тела казненных. Право, поначалу обожествляемое гражданами, со временем стало в руках правящей элиты карточной колодой, и только крест по-прежнему оберегал границы и спокойствие Рима.

Многие задавались вопросом, за что распяли Христа, откуда такая жестокость? Но надо удивляться другому: как богоборческий мир и злобный ад могли терпеть проповедь Христа целых три с половиной года?!

И вот, свершилось: Христос, обагренный кровью, шел на Голгофу, шатаясь и падая под тяжестью Креста. Мессия отвергнут; лжемессии – приняты с восторгом. Вскоре на месте обещанного царства Соломона лежал поверженный Иерусалим. Дымящееся пепелище, напоенное кровью, как будто одетое в багряницу. Развалины древних стен, напоминающие терновый венец, окружали разрушенный и опустошенный город.

Свт. Иоанн Златоуст сказал: «Крест не только спас людей, но и Ангелов приблизил к Богу», которые увидев неимоверные страдания Бога – Творца, еще более устремились всем своим существом (волей, чувством, разумом) к Тому, Кто дал им бытие и этот прекрасный мир.

«Я даю вам новую заповедь: любите друг друга, как я возлюбил вас»,- учит Христос. Без Голгофского Креста эта заповедь о жертвенной любви была бы нераскрытой и непонятной. Спаситель прошел до конца, исполняя ее.

Эта казнь на Голгофе была последней. Затем римлянами для казни было избрано другое место, а место распятия стало местом свалки городских нечистот. Римляне так ненавидели иудеев, что даже переименовали город Иерусалим в Элий, что значит солнечный, чтобы даже упоминание о нем было изглажено из истории народов.

На месте же распятия Христа был воздвигнут храм в честь богини красоты и мерзости блуда, рождающейся из морской пены – Афродиты-Венеры, которая была потомком Нимвродова племени, так неудачно строившему Вавилонскую башню. Там совершались мерзкие, развратные ритуалы, посвященные ненасытной блуднице.

Демон знает, что достаточно нравственно растлить человека, чтобы отнять у него Бога. Развратившаяся душа не может полюбить красоту добродетели, не может принять благодати Божией.

Но Христос не зря сказал: «Не мир принес Я вам, но меч». Константин, в последствии прозванный Великим, с помощью Креста, начертанном на оружии воинов, устрояет православное царство и со своей матерью Еленой обретает Господень Крест!

Крест – духовный меч, который отделит в вечности истинных христиан от мнимых.

Картина толпы страшна. Вначале «Осанна…», когда же надежды на материальное благополучие не оправдались – «Распни…». Народ становится толпой, когда среди него нет Бога. И такой народ может выбрать вместо Христа только Варавву- убийцу, выбрать вполне демократически, большинством голосов. Что и произойдет в последние времена, добровольно. А есть ли среди нашего народа Бог, когда на 20 тысяч священников Русской Православной Церкви (включая Церковь за рубежом) приходится в нашей стране 200 тысяч (только зарегистрированных) колдунов, экстрасенсов, магов...? Где Святая Русь? За нее надо сражаться.

На вершину Креста возведена величайшая из всех побед – победа над ложью и над ненавистью, над грехом и над смертью. Крест являет победу любви. Эта смерть между небом и землей исполнена величия. Господь отвоевывает у дьявола поднебесье, место обитания злых духов, выбравшихся из преисподней. Они обитают под Небесами. На Небесах (не-беса) Царство Божие, там Ангелы и святые. А под Небом обиталище духов злобы под-небесных. Господь Крестом сокрушает ад и смерть. Если раньше Бога в смерти не было, но была только беспросветная тьма и страх то теперь, после Воскресения смерть – это просто черная дверь, отворив которую мы входим в область света, радости и покоя.

Истинны слова, что без Креста нет Христа. Крест открывает нам подлинный лик Сына Божия. Это не властитель – Он связан, пригвожден, побежден. Не чудотворец – Он совершенно бессилен. Не учитель – Он молчит. Не судия – Он прощает убийц. На Его лице нет фаворского сияния – Он не имеет ни вида, ни красоты. Он как бы ничто. В Нем не осталось ничего. Ничего, кроме любви. Крест открывает нам, что Он возлюбил нас до конца, Он принес Себя нам полностью, в абсолютном, совершенном даре. Он умирает в решительной самоотдаче, жертвой ненависти и тьмы, потому что вся Его жизнь была любовью и светом.

И мы должны также послужить Ему, взяв свой крест, идя в след Его.

«Что значит: «Пусть возьмет крест свой»? – Это значит, пусть несет тяготы жизни, и так будет следовать за Мной. И как только начнет следовать нравам Моим и наставлениям, то появится у него много противников, много препятствующих и много, не просто насмешников, но даже гонителей. И не только среди язычников, что вне Церкви, но и тех, кто находясь внутри Ее, совершают дела порочные, ставя себя вне Ее. Такие люди хвалятся именем христиан, однако сами постоянно преследуют добропорядочных христиан. В организме Церкви они то же самое, что скверные жидкости внутри тела», - повествует нам из VI века митрополит Кесарий Арелатский. Против Христа и Церкви ведется война. И этой войне уже две тысячи лет.

Тьма и ненависть возрастают сегодня как никогда. Кто сознательно отвергает Христа, тот готов к принятию анти Христа. И наша великопостная молитва «конец приближается» - не просто обличение внешней тьмы, а призыв к личному глубокому покаянию. Крест - высшая тайна рождения для новой жизни. Ибо подлинно живет только тот, кто любит.

«Любовь – это радость, и цена радости – жертва. Любовь – это жизнь, и цена жизни – смерть», – повествует свт. Николай Сербский. Любовь не к себе и своим хотениям, не жаление и извинение себя, а самоотвержение до самозабвения, до самозабывания. Сейчас же расслабление достигает таких размеров, что, боюсь, скоро придется со взрослыми обращаться как с младенцами: накануне прочитав трижды «Отче наш…», пусть с утра попьют чайку, приходят не к началу, а к середине службы, причастятся, не понимая, чего запьют красненькой водичкой и идут «во своя си».

А где же любовь?

А Любовь здесь, рядом. Она на Кресте.

«Крепка, как смерть любовь» (Песнь Песней). В чем главная причина смерти Христовой? На ком больше вины? На иудеях или римлянах? – риторический вопрос.

Христос умер от любви. Если бы Он меньше любил, Он избежал бы смерти. Если бы Он любил с осмотрительностью, как это делаем мы, чтобы не попасть в какую-нибудь историю, Он не подвергал бы Свою жизнь опасности, Он угождал бы первосвященникам, яснее объяснил бы Пилату, что не собирается занять его место. Но все дело именно в том, что Он слишком любил. Он был слишком добр. Христос умер от любви, чтобы спасти человека от самого человека. Может быть, Крест и был необходим, чтобы человек увидел всю чудовищность своего греха.

Крест явился орудием освобождения. Примирения. Изгнания зла. Крест – это хирургический скальпель, удаляющий гной из тела человечества.

«Может быть перед огромностью страданий, которые вы причинили Мне, вы встанете с ужасом и стыдом, - говорит Христос. – Не бойтесь. Этот Крест был смертельным не для Меня, а для смерти. Не эти гвозди пронзили Меня, причинив Мне боль, но несравненно более глубокая любовь к вам». Это слова святого Петра Хрисолога, святителя V века, под которыми подписались бы все святые всех времен и народов.

Чем мы ответим нашему Богу?

«Подобно тому, как человек губится любовью к себе, самоотрицанием он обретает себя. Любовь к себе была первым падением человека», – свт. Кесарий Арелатский.

Каждый раз, когда мы пересиливаем себя для угождения Богу: молимся, трудимся, прощаем, милуем, противимся похотям, воюем за Христа – мы обретаем себя; когда же поддаемся саможалению и себялюбию – мы себя губим.

Самое худшее во все времена, и особенно сейчас – теплохладность. «Извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3;16). Мы знаем, что миллионы называющих себя христианами отпали от Церкви во времена последних великих гонений. Разве впереди нас ждут более легкие испытания? Христос нам этого не обещал. Но мы знаем и обратное. Сколько людей, пораженных величием Креста Христова, начинали жить совершенно по-иному. Некоторые из них находятся здесь, среди нас.

На Кресте уже присутствует торжество воскресения и победа над смертью – Пасха Господня! И мы чувствуем приближение Её. Среди нынешнего небывалого мрака мы должны ясно сознавать, что последнее слово человеческой истории принадлежит не страданиям, не смерти, не беззакониям, но Свету и Воскресению. Смерть нашла своего Господина в утро Пасхи, но ее подлинное поражение наступит только в конце времен. Тогда все спасенное человечество, как открывает нам Апокалипсис, состоящее из миллиардов и миллиардов живущих будет предстоять перед Крестом Христовым, перед великим торжеством Распятого на Голгофе. И великое множество Ангелов будет восклицать громким голосом вместе со всеми любящими Господа: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу, и благословение» (Откр. 5;12). Аминь.

 

иером. Александр (Кораблёв)